Вряд ли не существовало людей, которые в детстве не хотели бы завести себе собаку, кошку, хомячка или просто крысу. Через это прошли многие. А были и другие, кто хотел изучить игру на гитаре, скрипке, аккордеоне, баяне. Или, к ужасу родителей, на фортепьяно.
Я был н исключением и мечтал о многом. Но вот прикоснуться к музыке мне все же довелось.
Поступить в нашу ДМШ на класс аккордеона удалось не с первой попытки. Петь не умел. А угадывать клавиши рояля, которые заботливо нажимали за моей спиной, мне мешал медведь, ранее травмировавший уши. Но все же каким-то чудом я туда проник. Наверное, приемная комиссия сжалилась над моих упорством.
В то время мне было 12 лет — предельный возраст для набора. И это стало определяющим для многих факторов.
Баянисты и аккордеонисты в сое время обучались по 5 лет. На фортепьяно нужно было заниматься целых 7.
Хоровое пение
Несведущие в данном вопросе люди сильно удивятся, но кроме предметов по специальности, когда ты собственно изучаешь выбранный тобой инструмент, в музыкальной школе преподают и массу других. Например, хоровое пение.
И вот тут я научился работать под современных эстрадных певцов, запросто открывая рот под музыку, стараясь попадать в такт со сверстниками. Не знаю, насколько это у меня получалось. Наверное, учителя решили не сильно обращать на это внимание. В общем, хор я как-то прошел. Тем более, был он у нас был только на первом году обучения.
Сольфеджио
Здесь тоже нужно было заниматься вокалом. Но тут учителя решили, что у меня в виду возрастных измерений начал ломаться голос и отвязались от него.
На самом деле это очень полезный предмет. К сожалению, я только сейчас понимаю, насколько он важен для меня. Все эти септаккорды, крещендо, диминуэндо, диезы, бемоли — это то, без чего нельзя написать хорошую музыку.
Хорошо, что тут сыграло мое желание познавать все, чему меня учат. Любой ценой. Иначе многое, если не все на этом сайте так и не было издано.
Музыкальная литература
А как вы думали? У музыки есть и своя литература. Но это не просто история композиторов и хронология написания ими произведений.
Это и их подробное изучение. Три блатных аккорда во дворе — это не литература. Это народное творчество. Вы не поверите, но каждым своим произведением композитор что-то хотел сказать слушателю.
Классический пример — «Картинки с выставки«. Попробуйте догадаться, не зная либретто, что видит М.П.Мусоргский перед собой и что «описывает» языком нот!
Когда я начал заниматься написанием музыкальных фрагментов для своих фильмов, жена постоянно задавала один и тот же вопрос: «А что ты хотел этим сказать людям»? Это стимулировало писать музыку так, чтобы всем было понятно, о чем она.
Наприметр, так написана «Су-27«: взлет, разгон, набор высоты, синее небо над головой летчика. Получение задания, выбор цели, атака, триумфальное возвращение домой.
Вот так, оказывается, пишутся музыкальные произведения. Все остальное — шлягеры.
Специальность (собственно, аккордеон)
Вот тут я по настоящему развернулся. Оказалось, что после небольшого стартового обучения я смог работать над разучиванием произведений самостоятельно. Дело дошло до того, чтоб без моего участия не обходилось ни одного концерта. А их в у пору давалось очень много, и не только с участием ДМШ. Участвовали и танцевальные коллективы, и бабульки с русскими народными песнями. Как потом выяснилось, в одном из танцевальных коллективов занималась моя будущая жена.
Тогда было принято отдавать детей в художественное творчество. И никого это не напрягало. Деньги за обучение смешные, а ребёнок в итоге чем-то занят полезным.
Вся пять лет я ходил со своим аккордеоном weltmiyster по всем сланцевским концертным площадкам. Даже ездил выступать по селам, ездили даже а какую то глушь на фестивали. Несомненный плюс от этого — очень скоро перестаешь бояться сцены. Год на второй, максимум- на третий. И начинаешь получать от этого кайф.
Добавлю к этому, что инструмент — штука индивидуальная. Ну, можно было взять напрокат, но это не вариант совсем. Инструмент у меня был свой собственный. Купленный в Нарве, ближе не оказалось. Причем аппарат полный. Укороченными пользовались только дети небольшого роста. Отличались они размахом клавиатуры, да еще количеством басовых кнопок.
Занимался я немного. Схватывал на лету настолько, что мне хватало каждый вечер всего пары часов.
Оркестр, музыку!
Это еще из моих любимых занятий. У нас был оркестр, состоящий из пары баянистов, пары аккордеонистов и преподавателя. Который всем этим и руководил.
Вот это было что-то с чем-то. У тебя есть своя партия, у соседей тоже. И вы одновременно это исполняете. Звучит шикарно. Вот, наверное, откуда у меня тяга к виртуальным ансамблям в Cubase. Это же просто чудо, повелевать такой мощью.
Но мощь требовала капитальной сыгранности. Если кто сбился с ритма или с партитуры, наш руководитель кричал нам «Несчастные!» Но это на репетиции. На концерте (а мы тоже выступали), было незыблемое правило: сбился — замолчи и лови момент, чтобы вступить снова.
И все равно — это было очень здорово!
Общий курс фортепьяно
Вот этого я до сих пор не могу понять. Ну зачем людям, играющих на баянах или аккордеонах, этот предмет. Ну невозможно вывернуть мозг так, чтобы «уложить «клавиатуру горизонтально. А потом еще и сыграть на ней. А что с басовыми кнопками делать? Ума не приложу. Ведь вместо них надо играть настоящие басы и аккорды. На баянах и аккордеонах внутренний ряд кнопок — это басы, а внешние — уже составленные для них аккорды (мажор, минор, септаккорд)
Добавлю к этому, что фортепьяно не было дома ни у кого из нас. Приходилось приходить в неурочное время в школу, искать свободный класс и заниматься.
В общем, я с натяжкой сдал этот предмет на четвёрку и забыл.
До поры до времени. Потому что потом появился синтезатор, а потом — MIDI-клавиатура. И вот тут некоторые познания о том, как надо играть на фортепьяно, оказались как нельзя кстати.
Что в итоге?
А в итоге это было чудесное время. И пусть мой аккордеон сейчас лежит в футляре на шкафу. Но я приобрел массу незабываемых впечатлений.
К тому же со временем, когда мне это все понадобилось, я смог вспомнить преподанные мне азы и самостоятельно заняться музыкой. Хорошо ли, плохо — вам судить.
Добро пожаловать на сайт!.