Куда мы катимся и скоро ли докатимся

Нелегко поднимать проблемы государственного масштаба. Не мой это уровень, мне бы повреждение кабеля своевременно выявить, да во вторичных цепях разобраться. Но с каждым годом начинаю понимать, что песец неизбежен и придет он скоро. Надеюсь ошибиться.

Немного истории

Катиться мы начали еще при Горбатом реформаторе. Уж не буду фантазировать, на кого он работал на самом деле.

Может быть, хотел как лучше, а получилось, как всегда. Может, он и хотел, а политиканы и чиновники, почуяв волю, стали извлекать из ситуации дивиденды.

«За деньги, сеньор, мы приведем вас самого черта» (с)

И деньги платили, похоже. Немалые. Поэтому фактически рулили страной в те времена американские «консультанты».

Но результат превысил все мечтания заокеанских друзей. Еще со времен полета первого человека в космос (не американского) они смекнули, что советское образование творит чудеса. Если из простого «сына плотника и столяра» (с) смогли сделать космонавта, не ставя себе изначально такой цели, что будет дальше? Советские школы смогут штамповать гениев, гении – двигать вперед науку и экономику, а Штатам останется только наблюдать со стороны и глотать обильную слюну.

Именно тогда была запущена долгоиграющая программа, в перспективе призванная разрушить моральные устои советского человека и систему образования в СССР. Да и сам Союз впридачу.

С моральными устоями пытались справиться различные «голоса», но это оказалось мало эффективно. До образования добрались в 90-е, когда стало возможным «по совету друзей» начать менять образовательный процесс под изданные на соросовские гранты учебники. А также ввести оболванивающую детей систему ЕГЭ.

Реформы дали свои плоды, пожинаемые до сих пор. Нас отбросило назад на десятилетия во всех сферах развития, включая экономику, оборону и образование. Нетрудно понять, что от последнего страдает и все остальное: неучи не сумеют ни посчитать деньги, ни управлять страной.

Научить себе подобных они тоже не смогут.

Мы все учились понемногу…

Знания, с которыми выходят сегодняшние дети из стен школы, уже совсем не те, что были раньше. Этот факт признан преподавателями высших учебных заведений, работающими достаточно давно. Приходящая же к ним на смену молодежь сама не в курсе, как учить и чему.

Преподаватели не умеют учить, медики – лечить, электрики не знают закона Ома. Вот к чему мы подходим в настоящее время. Нас учит интернет. Только если в нем искать ответ на один сложный и незнакомый вопрос – это одно дело. А другое, когда врач анализы по интернету проверяет и лекарства выписывает.

— «ОК, Гугл, что прописать больному при температуре 39 градусов?»

Профессиональная деятельность – это полбеды. Если кто забыл, то я напомню, что в школе изучали не только математику и физику. Там учили писать без ошибок, читать художественную литературу и излагать вслух свои мысли. Писали диктанты, сочинения и изложения.

Для чего? А для того, чтобы вы потом смогли объяснить собеседнику на нормальном литературном языке свои мысли и соображения. А если вы инженер – четко и безошибочно поставить задачу подчиненному. Написать официальное письмо в вышестоящую инстанцию.

Что же мы читаем теперь в социальных сетях? Хорошо, если просто не расставлены знаки препинания, это можно объяснить ленивостью на скорую руку строчащего. Вторая стадия – орфографические ошибки. Третья – из написанного не понять ничего. Автор просто не может собрать свои мысли в кучу и составить элементарный план повествования на эпос в три строки.

Нас учили истории, литературе, географии. Чтобы дети с малых лет расширяли свой кругозор и понимали, что на материальном свет клином не сошелся. Чтобы не утверждали, что Франция столица Лондона. Что половцы нападали не на Советский Союз в 1812 году.

Да и просто могли потом вести светскую беседу о литературе, искусстве и политике. Последнее тоже немаловажно. Политическое образование было в СССР не то, чтобы на высшем уровне, а даже с перегибами.

Каждый советский школьник четко знал на уровне инстинкта, что живет в самой лучшей в мире стране. Это сейчас уже на ТНТ в одном известном сериале эту фразу вывернули и высмеяли, а в те времена за такой выкрутас можно было партбилет на стол положить. А без него вход на руководящие должности закрывался практически на сто процентов.

Это было правильно. Пусть меня закидают фекалиями современные либералы, но нельзя с детства учить людей ненавидеть свою родину. Нужно обязательно научить ею гордиться. Что многие американцы делают по утрам? Поднимают флаг. Это всего лишь обычай. Но каждый американец почему-то считает, что живет в великой стране. А почему мы должны думать иначе?

Каждый из абзацев написанного выше сам по себе достоин отдельной статьи. Но речь сегодня пойдет не об этом.

Кем быть, вот в чем вопрос

Не скажу, чтобы в советские времена настолько много уделяли теме профессиональной ориентации. Но дети мечтали стать летчиками, космонавтами. Их мысли были о высоком. Это подстегивало многих из них серьезней относиться к образовательному процессу. А победы наших спортсменов на соревнованиях мирового уровня многих толкали к физкультуре и спорту.

Много значило в этом отношении кино. После выхода на экраны одного из фильмов о шпионах резко возросло количество желающих поступить в соответствующее высшее учебное заведение. Спросите себя: какая из современных поделок отечественного кинематографа подстегнет к чему-то подобному? Ответа вы не найдете.

«Искусство, тетя, в большом долгу» (с).

Тем не менее стихотворение Маяковского «Кем быть» в школе изучали. И вся жизнь школьника проходила под девизом «все работы хороши, выбирай на вкус».

В 90-е появились новые мечты. Сначала мечтали стать олигархами, потом бандитами (они круче), докатились даже до проституток. Направление ветра сменилось, теперь все стали хотеть бабок: побольше и на халяву. И в этом, кстати, тоже есть «заслуга» кинематографа. Потому что эти персонажи мелькали на экранах постоянно. И в новостях на экране телевизора.

Ушли в прошлое передовицы с описанием трудовых подвигов комбайнеров, доярок и фрезеровщиков. Упал престиж этих и других профессий, без которых человечеству не выжить. Рухнула и подготовка кадров.

Вчерашние детишки, пережив выпускной и вступительные экзамены, попадали в профильные учебные заведения, готовящие специалистов. В какие? А какие есть под боком. Они не задумывались, как будут жить дальше, они просто поступили туда и все.

Там их встречали преподаватели, часть из которых уже прошла этот новый путь формального получения знаний. А детишки не привыкли учиться еще со школьной скамьи. Их уже приучили к тому, что все в этой жизни легко и дается на халяву.

Что предмет можно сдать измором преподавателя. В конце концов – купить зачет за деньги или бартером, за бутылку коньяка. Все равно знаний они не получат никаких, как не получили их те, кто им обязан сии знания передать. Обязан? Да никто никому ничего не обязан, в этом мире каждый сам за себя, как в волчьей стае.

Да и вообще, почему надо обязательно учиться? Может, сразу купить диплом и сэкономить себе годы жизни? Спрос рождает предложение: хочешь купить – на, покупай.

Но самое жестокое разочарование не в этом. А в том, что по окончании ВУЗа приходит понимание: работать по специальности выпускник не желает. Или его услуги никому не нужны в этом городе. Ехать в другой? Зачем?

Проще пополнить ряды охранников, пойти работать в полицию, курьером, официантом. Думать не надо, знания не нужны.

«Эй, кто за дверью, выходи в сортир по одному!» (с)

В результате упал престиж получения знаний. Вместо этого с детсадовского горшка нам предлагают кучу развлечений. Тупые игры в социальных сетях, направленные только на убийство свободного времени. А ведь его раньше тратили на динамичные игры со сверстниками во дворе или чтение книг.

Сериалы по телевизору, идиотские телешоу, песни ни о чем, фильмы про то же самое. Среди этого всего мракобесия выделяются лишь пара каналов, где демонстрируется хоть какой-то исторический, аналитический или образовательный контент. Была программа «Галилео» на СТС – где она? Денег не приносила?

Низы не хотят, а верхи не могут

Эта формула революции, высказанная еще Лениным, здесь используется в совершенно другом аспекте. С точки зрения улучшения образовательного уровня низы (то есть мы, серая масса народа) в большинстве своем ничего менять не хотим. Наши желания теперь другие.

Мы хотим сытно есть, сладко спать, поменьше работать, отдыхать на Кипре или в Турции. Где не надо ходить по музеям и выставкам, Эрмитажам и панорамам штурма Сапун-горы. Теперь это никому не интересно. Пожрал, в море, на песок. В море, на песок, жрать. Весь отдых.

Мы хотим не работать, а получать за работу деньги. Если нас заставляют приподняться над собой и изучить что-то новое, необходимое для непосредственной производственной деятельности, поднимается жуткий вой и крик.

— Да как вы посмели! Это не мое! Это мне не надо! Да за такую зарплату!

И никто не думает о том, что для получения более высокой зарплаты надо обладать навыками и знаниями на порядок выше имеющихся.

— Нет! Государство должно нам…

А что вам должно государство? Сделать сразу директором Газпрома? А вы сможете?

Это государство мешало вам учиться, когда эта возможность у вас была бесплатно? Это оно заставляло вас прогуливать уроки? Это оно не подтолкнуло вас в нужном направлении, когда вы выбирали профессию?

А ведь в этом есть доля правды. Общество, в котором мы сейчас живем, отравлено. И государственная власть в том числе. Только лечиться от отравления нам необходимо вместе, сообща.

Потому что смена власти – это лишь замена вывески на магазине. В целом наша жизнь не поменяется в лучшую сторону. Глядя на современных политиков лично мне кажется, что мы снова погрузимся в каловую массу.

Написав в заголовке «верхи не могут», я имел в виду «самые верхи». У них ситуация сложная: жизнь они видят из окон Кремля. Детали ее разглядеть оттуда трудно.

Даже если они видят эти детали, то создается впечатление, что однозначного решения вопросов ни у кого нет. Надо реформировать систему образования. Как? Надо поднимать престиж профессий. Как? Надо победить коррупцию. Ни одно государство в мире ее не победило. Потому что в мире денег все решают деньги. Выбить из-под ног общества этот псевдоидеал, и оно излечится.

Только выбить не получится. Перейдем опять к началу раздела: «низы не хотят». А в этих низах сидят еще и местечковые власть имеющие, и всемогущие деньги имущие. Они против. А с ними «верхам» надо считаться. Участи Кеннеди не хочет никто.

Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай

Так говорил Сталин. К сожалению, современные властители не выдали до сих пор ни одной летучей фразы, кроме «Денег нет, но вы держитесь».

Критиковать сейчас горазды все. Видите, и я не исключение. Критический подход к любой проблеме штука хорошая, только не нужно перебарщивать. А то так можно записаться в вечные нытики и плаксы, видеть в окружающем мире один сплошной негатив. И брюзжать без остановки. Так и до поломки психики недалеко.

Когда ваши грядки на даче начинает рушить крот своими норами, вы ведь не спешите в Гаагский суд с требованием осудить и наказать животное? Вы ищете способ его изгнать или отловить. Пробуете один – не помогло, другой – не помогло. И так – пока не достигнете желаемого результата. Он не всегда оказывается однозначным: на место одного крота придет другой, и все придется начать сначала.

Почему эту формулу большинство либералов отвергает на корню? На любые критические выпады у властей требуют немедленного решения. Многие проблемы на государственном уровне постепенно решаются, но без лишней помпы.

В отличие от современных пиарщиков. Наберут мешок мусора в лесу, сделают пару фотографий – и в сеть. Мешок выкинут, лайки посчитают, комментарии оценят.

— Ах, какой хороший человек! Вот он молодец, а власть имущие ничего не делают! Побольше бы таких добрых людей!

А о том, что этот мусор раскидали по лесу, такие же «добрые люди» никто не вспомнит. Порядок не там, где убираются, а там, где не гадят.

Понятно, о чем я? Проблему надо решать системно, и начинать с самой глубины ее возникновения. Разровняв кротовину, вы не гарантируете, что не появится новая.

Что могу в этом случае предложить я, маленький скромный инженер из глубинки? Только изложить собственную точку зрения. Вдруг попаду в цель?

Начать следует с возрождения национальной идеи. Ибо нет сильнее инструмента, чем идеология. Надо настроить общество на то, что есть ценности выше денег. Что каждый из нас важен, без разницы: дворник он или слесарь, электрик или сантехник. Что в знаниях сила. И что быть необразованным – величайший из грехов человеческих.

Сработает? Ну вот смотрите: пропаганда отказа от курения, от спиртного действует? Статистика показывает, что да. Удалось даже перевоспитать автомобилистов, теперь они пропускают всех пешеходов на переходах без исключения. Значит, все возможно.

И не забываем, что реклама – двигатель не только торговли. Только надо, чтобы она воздействовала не на взрослых, а на детей. Надо вытащить их из виртуальной реальности и показать, что настоящая интереснее. То, что она важнее и что она единственная они поймут потом, когда повзрослеют.

Систему образования менять надо однозначно. Пока еще живы учителя советской эпохи, надо собрать их вместе и с их помощью повернуть процесс вспять. А лучше – вернуть прежние учебники, доработав их до современных реалий. Хотя историю, математику, физику, литературу пересматривать не стоит. Там ничего не поменялось.

Отменить ЕГЭ к чертовой бабушке. Если кто не в курсе, эта система была придумана для деток с проблемами. У нас тут что, все с проблемами?

Вернуть на экраны телевизоров репортажи с заводов и фабрик. Зачем нам показывать, какие трусы носят телезвезды, кто с кем развелся или поскандалил? Рассказывайте, как работают электрические станции, как жизнь у фермеров, какие проблемы у врачей.

Больше образовательных передач. Меньше политики – она уже всем надоела.

Показывайте повседневную жизнь человека труда, с его маленькими радостями и заботами. Пусть люди, добившиеся достижений на трудовом поприще, рассказывают про свою жизнь, что их привело в профессию, что в ней интересного, за что ее любить. И надо чтобы это видели все, от мала до велика.

Вот это тема для настоящих телешоу.

Будет и меньше воя в соцсетях, когда у кого-то внезапно отключился свет, врач пришел по вызову лишь поздно вечером или продавщица в магазине притупила. Сейчас не понимают, что все они живые люди, со своими проблемами, и что в жизни не все так гладко, как хотелось.

И показать один рабочий день президента какого-нибудь банка. Пусть тоже расскажет, как он докатился до такой жизни. Чтобы желающие занять его место имели понимание, какие цели надо поставить перед собой.

Ныне живущее поколение результатов не увидит, они на нем не скажутся. Дивиденды будут лет через 10 – 20. Но, если нечего не делать и пустить проблему на самотек, через примерно то же время мы получим абсолютно недееспособное общество. Ему придется подсказывать, как жить и что делать, чтобы выжить. Оно станет полностью управляемым. Мы придем к обществу, описанному Реем Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту», только еще более кошмарному.

Этим с удовольствием воспользуются те, кто окажется у руля управления этим обществом. Что-то мне подсказывает, что ниточки потянутся не в Кремль.

Кстати, об этих самых доброжелателях. Они ведь не позволят сделать ни одного шага в указанном направлении. Поэтому попутно придется искоренять из социальных сетей всю эту шушеру, льющую воду на мельницу дяди Сэма. Пора уже вывести эту ноющую, как нарыв, пятую колонну, на чистую воду.

А лучше – на очередную комсомольскую стройку.

Но это уже совсем другая история.

07 мая 2021 года

Loading

4.7 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Илья Ильич
Илья Ильич
2 лет назад

Лучше молчать и ждать, а то получится как в Англии. Маркс хотел помочь народу, а люди на верхах разобрались в его творениях и смекнули мол, пора дать большинству то, что они хотят потребить, таким образом, усмирили витающую в воздухе революцию.

Сергей
Сергей
2 лет назад

Алекс, все верно. Но… В гнилом капиталистическом обществе не нужен в массовости человек, как «гармонично развитая личность», да еще имеющий не только обширные знания и умения, но и умеющий самостоятельно мыслить. Это, к сожалению, доказано не только в науке «марксизм», но и мировым повседневным опытом…

Ivan Ivanov
Ivan Ivanov
1 год назад

Все описанные последствия, Саня — имеют в своей основе общественное явление, которое получило название «капитализм». Да, ты правильно оценил, что наше общество подошло к черте обвала. Но ниточки тянутся не куда-то. Эти ниточки находятся в каждом из нас. Это наша животная природа, которая взяла верх на человеческим духом. Животный эгоизм дан нам от рождения. А человеческий дух выращивается всем обществом всю жизнь человека. Эгоизм позволяет выжить и стать животным. С капитализмом в придачу. Человеческий дух позволяет пожертвовать жизнью и обрести бессмертие в памяти людей. Массовый эгоизм ведёт к сатанизму. Массовое проявление человечности ведёт к коммунизму. Только два пути. И не важно, какие там ниточки и куда они ведут.